Кривичская средняя школа

Особенности речи детей с общим недоразвитием речи

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.
Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» — «киска», «ака» — «собака», «нини» — «штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди» — «Киска сидит»). Характерна также и многозначность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь») — глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т. п.
При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» — «машина», «Ибуаська» — «Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» — «цветочки», «какоки» — «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» — «Ем ложкой»). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р], [р'], [л], [л']) и других звуков.
Характеристика детей со вторым уровнем речевого развития.
На этом этапе дети используют, более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко.
В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления.
Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий (замен слов).
Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты.
В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве, морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в структуре
предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы — в форме инфинитива или в форме третьего лица единственного или множественного числа. При этом отсутствует согласование существительного и глагола.
Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой либо неправильной формой существительного («играет с мячику», «пошли на горке»).
В речи детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончилась уроки», «девочка сидят»), в роде («мама купил», «девочка пошел» и др.). Глаголы прошедшего времени в речи детей часто заменяются глаголами настоящего времени («Витя дом рисовал» вместо «Витя дом рисует»).
Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лет», «вкусная грибы»).
Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.
На этом этапе дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно («Собака живет на будке» - Собака живет в будке).
Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде: всего, часто употребляющихся в речи детей.
Словообразование у детей со вторым уровнем речевого развития грубо нарушено. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями.
В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается, прежде всего, звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, сонорных и др.). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять - «пат», пыль - «пил»). Произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, чем на первом уровне. Отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.
Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне, оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается (велосипед - «сипед»).
Звуковая структура многих слов, особенно слов со стечением согласных, является очень неустойчивой, диффузной. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (окно - «ако», банка- «бака», вилка- «вика», звезда - «видя»). Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.
III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» — «чашка», «стакан»; «штаны» — «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» — «столик», «шел» — «пришел»), но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» — «яблочный», «крыша из соломы» — «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» — «покрасил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.
У детей с ОНР отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности
(восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.
Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. Родители должны знать, что не позднее 5 лет надо определить все недостатки развития речи ребенка.
При исправлении речевых нарушений родители должны всемерно помогать педагогам (учителю-дефектологу, воспитателю, психологу). Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от семьи ребенка. Так, если у ребенка заикание, то родители обязательно должны организовать дома щадящие условия (дневной сон, ограничение речи). Если ребенок начинает говорить с запинками, родители должны тут же прийти на помощь, договорив за него слово или фразу. Надо стремиться к соблюдению ребенком «режима молчания», допускающего включение в основном шепотной речи. Молчание должно достигаться не запретом, а изобретательностью родителей. Никто из членов семьи не должен говорить при ребенке о его дефекте, демонстрировать его дефект другим лицам.
Если у ребенка дизартрия, родители должны постараться в первую очередь организовать режим сна и бодрствования. Поскольку у детей с дизартрией отмечается недоразвитие моторики, в частности нарушения движений пальцев и кистей рук (ребенок затрудняется сам одеваться, причесаться, действовать с мелкими предметами), родители могут учить своего малыша правильно захватывать предметы, удерживать их, перекладывать с места на место. Надо с большим вниманием относиться к малейшим успехам ребенка, хвалить его и поощрять. Взрослым следует терпеливо формировать у таких детей навыки самообслуживания (умение есть, одеваться, умываться и т.д.)
Памятка для родителей
"Артикуляционная гимнастика"
Упражнения артикуляционной гимнастики помогают ребёнку научиться управлять органами речи, что необходимо для правильного произнесения звуков.
Как заниматься?
v Артикуляционную гимнастику выполняйте ежедневно.
v Каждое движение выполняйте с ребёнком перед зеркалом.
v Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
v Каждое упражнение сначала выполняет взрослый, затем ребёнок.
v За одно занятие выполняйте не более 5 упражнений, из них новыми могут быть только одно-два.
v Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.
v Каждое занятие полезно начинать с упражнения для пальцев рук, так как они – второй орган речи, который способствует более быстрому становлению и закреплению звуков.
v Превращайте занятие в увлекательную игру.
Упражнение "Улыбка"
Звук «Ж».
При произнесен звука «Ж»:

Артикуляционная гимнастика
Звук  Ж
«Трубочка»
Губы сомкнуть и вытянуть в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении 10 сек. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости.
«Хоботок»
Губы и зубы плотно сомкнуть и с напряжением вытянуть вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении 10 сек.
«Лопатка»
Улыбнуться, расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не  касается поверхности языка.
«Чашечка»
Улыбнуться, рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек. Выполнять 3-4 раза.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Рот при этом на закрывать. Выполнять 5-10 раз.
«Качели»
Улыбнуться, широко открыть рот. Движения языка вверх-вниз.

В каждом положении язык удерживать 2-3 сек. Движения выполняются в спокойном темпе по 7-10 раз. Следить, чтобы язык  не сужался,  губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Маляр»
Улыбнуться, широко открыть рот. Широким кончиком языка  погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнять в медленном темпе 5-10 раз.
«Лошадка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с  изменением темпа (медленно-быстрее- очень быстро), при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Выполнять 5-10 раз.
«Грибок»
Улыбнуться. Широко открыть рот. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу, затем присосать его небу и удерживать в таком положении 5-10 сек. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык. Закрыть рот. Выполнять 5-6 раз.
«Фокус»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Удерживая язык в таком положении «чашечка» подуть на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка  подлетит вверх. Выполнять  3-5 раз.
Упражнения в произнесении звука «ж».

Звук «Щ».
При произнесении звука «Щ»:

голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется
Артикуляционная гимнастика
Звук  Щ
«Трубочка-улыбка».
Сначала губы вытянуть вперед трубочкой, затем растянуть в улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
«Хоботок»
Губы и зубы плотно сомкнуть и с напряжением вытянуть вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении 10 сек.
«Лопатка»
Улыбнуться, расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не  касается поверхности языка.
«Чашечка»
Улыбнуться, рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении 5-10 сек. Выполнять 3-4 раза.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Рот при этом на закрывать. Выполнять 5-10 раз.
«Качели»
Улыбнуться, широко открыть рот. Движения языка вверх-вниз.

В каждом положении язык удерживать 2-3 сек. Движения выполняются в спокойном темпе по 7-10 раз. Следить, чтобы язык  не сужался,  губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Маляр»
Улыбнуться, широко открыть рот. Широким кончиком языка  погладить небо, делая движения вперед-назад (от зубов вглубь ротовой полости и обратно). Выполнять в медленном темпе 5-10 раз.
«Дятел»  («Барабан»)
Улыбнуться. Широко открыть рот  и постучать кончиком языка в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо, на одном дыхании произносить звук «д-д-д», подражая дятлу. Выполнять 15 сек. Сначала произносить медленно, а потом убыстрять темп. Рот не закрывать. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами  палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы.
«Лошадка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с  изменением темпа (медленно-быстрее- очень быстро), при этом нижняя челюсть не должна двигаться. Выполнять 5-10 раз.
«Грибок»
Улыбнуться. Широко открыть рот. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу, затем присосать его небу и удерживать в таком положении 5-10 сек. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его тоненькую ножку. Затем «отклеить» язык. Закрыть рот. Выполнять 5-6 раз.
Упражнения в произнесении звука «Щ».

Палец под язык подкладывает и прижимает сам ребенок.
3) Упражнение в произнесении звука без помощи пальца.
   Спеть «песенку остановки вагона» - длительно, на одном выдохе, тянуть звук «щ-щ-щ». Если у ребенка не получается произнести звук «щ», то следует многократно произносить сочетания звуков «ш-ть-ш», постепенно ускоряя темп.
Звук «Л».
При  произнесении звука «Л»:

Звук «Л,».
Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «Л,» (мягкого) такое же, как и при произнесении «Л» (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.
Артикуляционная гимнастика
Звук  Л
 «Накажем непослушный язычок» (самомассаж  языка)
Улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу, слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в течение 5-10 сек. Затем пошлепать язык губами,произнося «пя-пя-пя» по 10 сек.
«Лопатка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Затем убрать язык, закрыть рот.
«Иголочка»
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.
Попеременно выполнять упражнения «Лопатка» и «Иголочка» 3-4 раза.
«Качели -1»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка положить снаружи на нижнюю губу, затем поднять на верхнюю. Выполнять 7-10 движений.
«Качели-2»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка вставить между верхней губой и верхними зубами, затем опустить между нижней губой и нижними зубами. (5-10 движений).
«Качели-3»
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий язык на нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны.
Следить, чтобы язык не сужался. Губы не  натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз. Но не из стороны в сторону.
«Лошадка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать, а затем присосать к бугоркам за верхними зубами и со щелкой оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно убыстряя темп (как лошадка цокает копытами) (10 сек.).
«Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Выполнять так же, как предыдущее упражнение («Лощадка»), но без звука (беззвучно оторвать). Сначала выполнять движения медленно. Затем в быстром темпе (10 сек.).
«Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Темп постепенно  увеличить и добавить голос – послышатся звуки «бл-бл» (как индюк болбочет) (10 сек.)
Поймаем звук «Л»
Улыбнуться. Во время произнесения звука «Л» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения вы услышите звук «Л».
Упражение в произнесении звуков «Л» и «Л,».
1. «Угадай, какой это самолет»
«Л» - большой самолет, «Л,» - маленький самолетик.
Взрослый произносит звук «Л» или «Л,», а ребенок отгадывает какой это самолет – большой или маленький, потом наоборот.
2.Спеть песенку большого самолета и песенку маленького самолетика.

Подготовила: учитель-дефектолог Летко Л.В.